АНГАРА

АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ

Евразиец Гинтовт оперирует понятием «месторазвитие» — гармоничное созвучие культуры – и занимаемой территории. Отсюда – многослойность и многогранность. Много-мыслие. Много-знание. Разглядывая картины из проекта «Ангара», будто бы открываешь сразу несколько ларчиков – тут и античность, столь любимая неоклассиком Гинтовтом, и супрематизм, и советские-шестидесятые – лучше всего ассоциирующиеся с ангарской темой. Автор не боится смешивать жанры и стили, ибо в результате вырисовывается не постмодернистский стёб, но рождается новый эпос.

Что есть эпос? Отрицание времени и разговор с Вечностью. Центральный экспонат – громадное изображение фантастической ладьи с двумя носами, причём носовые фигуры – это коньки, спокон веков устанавливавшиеся на крышу русского дома. Это – славянская хтоническая древность, научно воспетая Борисом Рыбаковым в его исследованиях. Однако ладья символизирует не только водный путь в незнаемое, но и смерть – русов провожали в богато украшенных ладьях. Река в мифотворчестве – граница того и этого света, отделяющая круг живых от царства мёртвых.

Кроме того, ладья имеет силуэт капители – воспоминание о едином эллинском корне. Мировое древо, знающее, когда цвести, а когда – погружаться в зимние грёзы, навеянные Снежной Королевой, приказавшей сложить из льдинок это пугающее слово – Вечность. «Ладья» Гинтовта – это бессменное перерождение, воскресение, круговорот бытия.

Галина Иванкина

  • Facebook
  • VK
  • Wiki