ХАДЖ АХМАТ-ХАДЖИ

РОМАН БАГДАСАРОВ: «ХАДЖ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

1 июля в Государственном театральном и концертном зале Грозного открылась первая в Чечне выставка современного искусства. Она посвящена памяти первого президента Чеченской республики Ахмада Кадырова и организована администрацией города Грозный в сотрудничестве с московской галереей «Триумф». Выбрав из обширного фотоархива покойного лидера Чечни 15 изображений, художник Алексей Беляев-Гинтовт создал с опорой на них арт-летопись его жизни, названную «Хадж Ахмад Хаджи».

Галерея «Триумф» на сегодня является одной из самых интересных и спорных художественных площадок столицы. Эта галерея продюсировала дорогостоящий синтетический проект «Божественный Ветер» группы ТАНАТОС БАНИОНИС, показанный в марте 2009 года, где средствами каллиграфии, татуажа и 3D-компьютерной анимации делается попытка воплотить дух японских летчиков-камикадзе. На прошлогодней Арт-Москве «Триумф» представлял проект REX IUDAEORUM, объединивший ведущих современных художников. REX стал этапным событием для жанра религиозной картины в России.

Приглашение Алексея Беляева-Гинтовта, лауреата премии Кандинского за 2008 год, также не случайно. Беляев-Гинтовт – яркий, последовательный представитель неоклассицизма в российском контемпорари. Он – участник Новой Академии Изящных искусств, основанной «патриархом» питерского андерграунда Тимуром Новиковым. Если большинство активистов контемпорари-движения в России видят себя продолжателями «левацко-троцкистского» крыла советского авангарда, то Гинтовт работает с идеями и эстетикой так называемого «большого стиля», характерного для сталинской эпохи. С другой стороны, его творчество органично продолжает линию питерских интеллектуалов 1980-х. Так же как Борис Гребенщиков и Сергей Бугаев «Африка», Гинтовт демонстративно независим от постмодернистской вкусовщины и вызывающе перпендикулярен к пристрастиям арт-тусовки. Видимо, свободолюбие, чистота убеждений Гинтовта привлекли внимание культурной общественности Республики Чечня, почувствовавшей в нём своеобразного художника-воина, ни в чём не отступающего от однажды принятого кодекса чести.

Выставка «Хадж Ахмад Хаджи» – развёрнутое размышление о главных вехах биографии Ахмада Кадырова, которые постепенно подводят к его главному подвигу, оплаченному ценой собственной жизни – восстановлению мира в Чечне. Кадыровский цикл Гинтовта возник, как продолжение давних усилий художника выразить новый смысл миротворчества. Мы видим Ахмада Кадырова разного возраста, в разных родовых и социальных ролях: молодым стильным человеком, затем отцом и дедом, государственным мужем и религиозным лидером, патриотом Чечни и гражданином России. И, наконец, просто Человеком, возвысившимся над собственной судьбой, который, наконец, осознал, в чём именно состоит, возложенная на него свыше миссия и движется к её исполнению…

Произведения выполнены с помощью необычной техники, в которой Беляев-Гинтовт работает в последние годы: ручная печать красной или чёрной типографской краской на холсте, покрытом сусальным золотом. Красный цвет это цвет крови – цвет жизни. Чёрный – цвет вспаханной земли и скорби. Золото – символ вечности. Вечная память. Вечная жизнь. Вечная слава.

На вернисаже присутствовал сын Ахмада Хаджи Кадырова, Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, председатель Парламента Дукуваха Абдурахманов, сам автор, Алексей Беляев-Гинтовт, владелец галереи «Триумф» Емельян Захаров, главы министерств, ведомств и районов республики. Выставка продлится до конца июля.

Роман Багдасаров

LIBERTY.RU: «АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ:
В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ОБСУЖДАЮТСЯ ВОПРОСЫ МИРОВОЗДАНИЯ!»

Лауреат последней премии Кандинского Алексей Беляев-Гинтовт 1 июля представил в восстановленном Государственном театре города Грозный серию своих работ «Хадж Ахмад-Хаджи», посвященную первому президенту Чечни Ахмаду Кадырову. На открытии выставки присутствовало 50 человек из руководства Чеченской республики, включая президента Рамзана Кадырова. За первый же день экспозицию посетило около 2 тысяч грозненцев.

В интервью порталу Liberty.ru художник рассказал о своих впечатлениях от визита в Чеченскую республику.

— В прессе появились утверждения, что Рамзан Кадыров якобы заявил о несовпадении ваших взглядов…

— Я думаю, это диверсия той же группы людей, которая напала на меня в связи с вручением мне премии Кандинского. И на этот раз они показали степень глубины своего падения… Какие еще могут быть взгляды у Президента Чеченской республики, настоящего кавказского лидера кроме евразийских? Все, что я от него слышал и читал о нем, это подтверждает.

Во время нашей встречи в Грозном он поблагодарил меня за прорыв той информационной блокады, которая организована в отношении Чеченской республики западными спецслужбами. К экспозиции в республике проявили колоссальное уважение и интерес. На открытии присутствовало много уважаемых людей.

— Что побудило вас обратиться к образу Ахмада Кадырова?

— Ахмад Кадыров — великий и очень почитаемый в республике деятель, который сумел остановить войну и за коротко время приступил к мирному строительству. Воистину его труды не пропали даром. Он отдал свою жизнь за народ.

— И чем живет чеченский народ сегодня?

— Общий подход чувствуется во всем, во всех чеченцах, вовлеченных в государственное строительство. Вы представляете, по телевидению обсуждаются вопросы мироздания! Огромное количество просветительских передач. В других бывшие боевики рассказывают, как порвали с этим ремеслом, и вышли из леса. Ведутся прямые трансляции из самой крупной в Европе мечети. После такого мне было мучительно вновь возвращаться к российскому телевидению, где хохмят хохмачи и всякая гадость.

В Чеченской республике алкоголь продают только пять дней в неделю с 10 до 11 утра, и при этом совершенно не возникает желания пить. Нет никакой проституции, никаких бомжей на улицах. Вы можете себе представить такое где-либо еще в России?

— Какие ощущения у вас остались непосредственно от Грозного?

— Этот, отстроенный за два года город, стал просто великолепен. Достаточно посмотреть, как вечером чеченские женщины с детьми выходят на улицу, а пение муэдзина разносится буквально повсюду. Невероятное чувство безопасности посетило меня в этом городе. И, как выяснилось, это было неслучайно — согласно статистике Грозный занимает четвертое место в стране с конца по числу преступлений против личности.

— Похож ли он на город будущего из вашего проекта «Новоновосибирск»?

— Увы, этот проект настолько фантастический, что о его реализации не может быть и речи в ближайшее время.

— И все-таки может быть вам стоит занять пост главного архитектора Грозного, чтобы реализовать хотя бы часть своих идей?

— Если из Грозного поступит соответствующее предложение, то мне есть что предложить в ответ.

В заключение, хотел бы отметить, насколько я был потрясен увиденным. Желаю Чеченской республике процветания, а другим регионам повторить хотя бы часть ее достижений.

Беседовал Андрей Тихонов

NEWSCOM.RU: «АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ «ХАДЖ АХМАД ХАДЖИ»

Один из наиболее значимых в России художников, Алексей Беляев-Гинтовт, приедет с выставкой в Грозный. Это будет первая выставка современного искусства в столице Чеченской Республики за многие годы. Выставка, организованная администрацией города Грозный в сотрудничестве с галереей «Триумф», откроется в недавно отреставрированном Государственном театре и концертном зале и пройдет с 1 по 31 июля 2009 года.

Алексей Беляев-Гинтовт получил премию Кандинского в 2008 году в номинации «Проект года» за работы из цикла «Родина-дочь». Для этой первой выставки современного искусства в Государственном театральном и концертном зале он написал новую серию работ. Как и прежние его работы — это огромные холсты, изображение накладывается ручной печатью черной или красной типографской краской. Другой наиважнейший в его работе материал — это, как в двух последних сериях художника, сусальное золото.

Название выставки «Хадж Ахмад Хаджи» — это размышление о жизненном пути Ахмада Кадырова и его усилиях восстановить мир в Чечне. Работы — портреты Кадырова в разных ипостасях: государственный муж, религиозный лидер, отец и дед, чеченский и российский гражданин. Беляев-Гинтовт уже длительное время интересуется изображением власти, и его мотив — в дальнейшем развитии государственных символов, которыми он пользовался в прошлых сериях своих работ.

REGIONS.RU: «В ГРОЗНОМ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ БЕЛЯЕВА-ГИНТОВТА «ХАДЖ АХМАТА-ХАДЖИ»

В Государственном театрально-концертном зале Грозного открылась выставка современного российского художника Алексея Беляева-Гинтовта «Хадж Ахмата-Хаджи», посвященная жизни и деятельности первого президента ЧР А. Кадырова.

Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе президента и правительства Чеченской Республики, в мероприятии приняли участие президент ЧР Рамзан Кадыров, председатель Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов, автор полотен А. Беляев-Гинтовт, президент московской галереи «Триумф» Емельян Захаров, а также главы министерств, ведомств и районов республики.

В своем приветственном слове художник, лауреат премии имени Кандинского А.Беляев-Гинтовт поблагодарил руководство республики за предоставленную ему возможность выразить свое отношение к великому человеку — Ахмату-Хаджи Кадырову.

«Мои работы посвящены судьбе незаурядного человека, для которого целью жизни была самоотверженная борьба за будущее своего народа. Ахмату-Хаджи удалось спасти свой народ от гибели, тем самым, сохранив целостность нашего государства. Я хочу выразить благодарность всему руководству республики в лице президента Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, Министерству культуры ЧР, администрации Грозного за оказанное содействие в организации выставки и пожелать счастья, мира и согласия всему чеченскому народу», — сказал он.

В свою очередь Д. Абдурахманов подчеркнул, что «нам очень приятно видеть, как один из талантливейших художников современной России посвящает свою работу судьбе столь дорогого для всех жителей Чеченской Республики человека».

«Говорить о таких людях, как Ахмат-Хаджи, в прошедшем времени очень тяжело. Он навсегда вошел в историю чеченского народа, да и всего мира.

Его высокий профессионализм и незаурядные личные качества навсегда останутся для нас примером. Глубокие знания, жизненный опыт и сила духа Ахмата-Хаджи, позволяющие успешно справляться с любыми сложностями, снискали ему достойное признание и уважение всего народа. А. Кадыров навсегда останется в наших сердцах и сердцах благодарных потомков», — сказал он.

После торжественного открытия выставки Р. Кадыров осмотрел работы автора.

В своем творчестве художник использует широкие полотна холста, на которые изображения накладываются ручной печатью с применением черной и красной типографской краски и сусального золота.

Выставка будет проходить в Государственном театрально-концертном зале с 1 по 31 июля. Организаторами выставки выступили администрация города Грозного и московская галерея «Триумф».

REGIONS.RU

РОМАН БАГДАСАРОВ: «ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗМЫШЛЕНИЮ»

1 июля в Государственном театральном и концертном зале Грозного открылась первая в Чечне выставка современного искусства. Она посвящена памяти первого президента Чеченской республики Ахмада Кадырова и организована администрацией города Грозный в сотрудничестве с московской галереей «Триумф». Выбрав из обширного фотоархива покойного лидера Чечни 15 изображений, художник Алексей Беляев-Гинтовт создал с опорой на них арт-летопись его жизни, названную «Хадж Ахмад Хаджи».

Галерея «Триумф» на сегодня является одной из самых интересных и спорных художественных площадок столицы. Эта галерея продюсировала дорогостоящий синтетический проект «Божественный Ветер» группы ТАНАТОС БАНИОНИС, показанный в марте этого года, где средствами каллиграфии, татуажа и 3D-компьютерной анимации делается попытка воплотить дух японских летчиков-камикадзе. На прошлогодней Арт-Москве «Триумф» представлял проект REX IUDAEORUM, объединивший ведущих современных художников. REX стал этапным событием для жанра религиозной картины в России.

Приглашение Алексея Беляева-Гинтовта, лауреата премии Кандинского за 2008 год, также не случайно. Беляев-Гинтовт — яркий, последовательный представитель неоклассицизма в российском контемпорари. Он — участник Новой Академии Изящных искусств, основанной «патриархом» питерского андерграунда Тимуром Новиковым. Если большинство активистов контемпорари-движения в России видят себя продолжателями «левацко-троцкистского» крыла советского авангарда, то Гинтовт работает с идеями и эстетикой так называемого «большого стиля», характерного для сталинской эпохи. С другой стороны, его творчество органично продолжает линию питерских интеллектуалов 1980-х. Так же, как Борис Гребенщиков и Сергей Бугаев «Африка», Гинтовт демонстративно независим от постмодернистской вкусовщины и вызывающе перпендикулярен к пристрастиям арт-тусовки. Видимо, свободолюбие, чистота убеждений Гинтовта привлекли внимание культурной общественности Республики Чечня, почувствовавшей в нём своеобразного художника-воина, ни в чём не отступающего от однажды принятого кодекса чести.

Выставка «Хадж Ахмад Хаджи» — развёрнутое размышление о главных вехах биографии Ахмада Кадырова, которые постепенно подводят к его главному подвигу, оплаченному ценой собственной жизни — восстановлению мира в Чечне. Кадыровский цикл Гинтовта возник, как продолжение давних усилий художника выразить новый смысл миротворчества. Мы видим Ахмада Кадырова разного возраста, в разных родовых и социальных ролях: молодым стильным человеком, затем отцом и дедом, государственным мужем и религиозным лидером, патриотом Чечни и гражданином России. И, наконец, просто Человеком, возвысившимся над собственной судьбой, который, наконец, осознал, в чём именно состоит, возложенная на него свыше миссия и движется к её исполнению…

Произведения выполнены с помощью необычной техники, в которой Беляев-Гинтовт работает в последние годы: ручная печать красной или чёрной типографской краской на холсте, покрытом сусальным золотом. Красный цвет это цвет крови — цвет жизни. Чёрный — цвет вспаханной земли и скорби. Золото — символ вечности. Вечная память. Вечная жизнь. Вечная слава.

Роман Багдасаров

«ЗАВТРА». Дорогой Алексей, каковы твои впечатления от поездки в Грозный?

Алексей БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ. Все предыдущие годы я пристально следил за всем происходящим в Чечне. Чеченская тема меня чрезвычайно волновала и мучила. Теперь, побывав в восстановленном Грозном, я увидел, что зона, в которой с великим ожесточением мусульмане и православные уничтожали друг друга, перестала существовать. Поскольку я мыслю себя консервативным революционером, то мне особенно приятно было оказаться на территории, где традиция внедряется революционным путем. Именно таким местом является сегодняшняя Чечня.

«ЗАВТРА». Насколько комфортно ты себя чувствовал среди чеченцев? В чем сегодняшняя чеченская специфика?

А.Б-Г. Тема моих произведений и статус моей выставки способствовали внимательному и уважительному отношению ко мне. Чеченцы, с которыми я непосредственно общался, оказались замечательными открытыми вдохновенными молодыми людьми. Европейски образованными, но связанными с почвой, с традицией. Все они между собой общались на русском языке. Все вывески в городе, названия улиц и большинства учреждений — все по-русски. Вещание по трем каналам республиканского телевидения — также ведется по-русски. Скорее всего, я быстро бы забыл, что нахожусь именно в Чечне, если бы не ощущение тотальной духовной мобилизации, в котором пребывает чеченское общество.

«ЗАВТРА». Что ты называешь «духовной мобилизацией»? Может ли запрет на порнографию и алкоголь мобилизовать нацию?

А.Б-Г. Наконец-то своими глазами на территории России я увидел ситуацию, приближенную к моим идеалам. Когда иерархия смыслов опирается на иерархию власти. А власть твердо стоит на фундаменте веры. И когда путь обозначен предельно ясно, а план сформулирован предельно четко. В восстановленном Грозном моя евразийская сущность возрадовалась!

«ЗАВТРА». По сути, ты описываешь явление, которое можно назвать словом «возрождение». В чём его признаки?

А.Б-Г. Начиная от вновь построенного расчищенного города и заканчивая телевидением — благородным наполнением телевизионных программ. Кстати, в Грозном в первую очередь восстановили здания связанные с культурой и другие общественные объекты. Хотя это не означает, что власти забыли про жилой сектор. Как мне сказали, сегодня в Чечне практически нет бездомных.

«ЗАВТРА». Подобное положение дел можно связать с особым статусом республики, с огромными преференциями в финансировании Чечни. То, о чем ты говоришь, может вызывать у многих российских жителей не только радостное сопереживание, но и законное раздражение.

А.Б-Г. Ситуация, возникшая в Чечне, как ты понимаешь, не имеет чисто материалистического, финансового измерения. Дело не только в деньгах…

«ЗАВТРА». В этом ты прав. Огромные средства, полученные за годы высоких цен на нефть, не превратили всю Россию в цветущий сад. Деньги были, а процветания не было… Как художник, как путешественник, что ты скажешь про облик отстроенной заново столицы Чечни?

А.Б-Г. С одной стороны, я видел большой южный город, светящийся огнями и переливающийся фонтанами. С другой же стороны, я знал, что сравнительно недавно в этом городе были убиты десятки тысяч человек. Это настраивало меня на особый патетический и мистический лад. Вечером, когда спадает жара, женщины с детьми выходят гулять по бульварам, над городом слышится пение муэдзина. Всё это создает невероятную, ни на что не похожую атмосферу. То, что я видел, можно назвать словом «чеченская утопия».

«ЗАВТРА». Ты упомянул о чеченском ТВ. Каково его наполнение?

А.Б-Г. Наверное, моё восприятие связано со своего рода завороженностью происходящим в Чечне. Я смотрел по вечерам чеченское телевидение и фиксировал непривычный для нас строй и стиль вещания. При полном отсутствии рекламы в программах поднимались проблемы жизни и смерти и посмертного воздаяния. Трансляция ведется совершенно не в нашем обычном телевизионном ключе, где всё ориентировано на животность, на низменность. В вечерних новостях показан рабочий день Рамзана Кадырова. Он успевает открыть птицефабрику, наградить за ночь отличившихся милиционеров, поздравить выпускников медресе, побывать в общеобразовательной школе. Во всех передачах и программах ничего, кроме духовного и созидательного начала. Меня, жителя Москвы, это даже как-то обескураживает…

«ЗАВТРА». Что ещё тебя особенно поразило в Чечне?

А.Б-Г. На примере Чечни я понял, как много значит фамилия, род в жизни общества. В Чечне невозможно не нести ответственность перед своим тейпом. Там действенно традиционное начало, что исключает проституцию, алкоголизм, наркоманию, половые извращения. Но более всего меня поразили темпы восстановления Грозного. И мне кажется, что изменения в сознании жителей Чечни произошли столь же быстро. Сегодня чеченский фактор для России несет не разрушение, а позитив. Чечня — сейчас единственный регион, который приближается к советским темпам развития, когда в стране строилось по пять городов ежегодно.

«ЗАВТРА». Надо сказать, что выставка современного искусства в Грозном — событие неординарное. Как проходило её открытие?

А.Б-Г. Церемония была предельно торжественной, предельно короткой и ясной. Рамзан Кадыров с членами своего правительства и с муфтиями, прибыв в только что построенный концертный зал Грозного, торжественно объявил выставку открытой. Я произнес приветственную речь. Обставлена была церемония открытия таким образом, что возле каждого моего полотна стоял почетный караул из красивых юношей и девушек, одетых в национальные костюмы. Во время короткой аудиенции Рамзан поблагодарил меня за внимание к фигуре его отца и за прорыв информационной блокады, возникшей вокруг Чечни. Этот молодой человек обладает свойствами лидера, он излучает, транслирует свой образ в народ. Демонстрирует дисциплину, стойкость и патриотизм.

«ЗАВТРА». Какова реакция «братьев наших меньших» либералов на твой чеченский вояж?

А.Б-Г. Люди, оклеветавшие меня в связи с получением мною премии имени Кандинского, пытались помешать состояться этой поездке. Они куда-то звонили и писали письма, в том числе и Кадырову. Однако никто из них не приехал в Грозный и не попытался сорвать мероприятие.

«ЗАВТРА». А теперь будут недовольны тобой русские националисты…

А.Б-Г. В своих оценках был совершенно искренен. Я своими глазами увидел чеченское чудо, и я верю в русское чудо!

Беседовал Андрей Фефелов

ARTMARIN.INFO: «АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ ВЫСТАВИТСЯ В ЧЕЧНЕ»

    Многие были потрясены, когда в конце 2008 года Алексей Беляев-Гинтовт получил премию Кандинского в номинации «Проект года». Мы помним и свист, и крики… Другие рассудили, что этот художник больше отвечает современности, чем другие претенденты на премию. Пусть так. Тем не менее, через полгода Алексей решил представить публики другой национальный проект. Правда, не в Москве. А в Грозном, где многие годы и не пахло современным искусством.

В центре внимания художника оказался Ахмад Кадыров. На выставке под названием «Хадж Ахмад Хаджи» герой представлен в разных ипостасях: государственный муж, религиозный лидер, отец и дед, чеченский и российский гражданин. Беляев-Гинтовт уже длительное время интересуется изображением власти, и его мотив — в дальнейшем развитии государственных символов, которыми он пользовался в прошлых сериях своих работ.

Как и прежние его работы — это огромные холсты, изображение накладывается ручной печатью черной или красной типографской краской. Другой наиважнейший в его работе материал — это, как в двух последних сериях художника, сусальное золото.

Выставка откроется 1 июля в Государственный театральный и концертный зал города Грозный, и продлится до конца месяца.

RAMZANKADYROV.RU: «В ГРОЗНОМ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ БЕЛЯЕВА-ГИНТОВТА «ХАДЖ АХМАТА-ХАДЖИ»!»

В Государственном театрально-концертном зале Грозного открылась выставка современного российского художника Алексея Беляева-Гинтовта «Хадж Ахмата-Хаджи», посвященная жизни и деятельности первого Президента ЧР А. Кадырова.

В мероприятии приняли участие Президент ЧР Рамзан Кадыров, председатель Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов, автор полотен А. Беляев-Гинтовт, президент московской галереи «Триумф» Емельян Захаров, а также главы министерств, ведомств и районов республики.

В своем приветственном слове художник, лауреат премии имени Кандинского А. Беляев-Гинтовт поблагодарил руководство республики за предоставленную ему возможность выразить свое отношение к великому человеку — Ахмату-Хаджи Кадырову.

«Мои работы посвящены судьбе незаурядного человека, для которого целью жизни была самоотверженная борьба за будущее своего народа. Ахмату-Хаджи удалось спасти свой народ от гибели, тем самым, сохранив целостность нашего государства. Я хочу выразить благодарность всему руководству республики в лице Президента Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, Министерству культуры ЧР, администрации Грозного за оказанное содействие в организации выставки и пожелать счастья, мира и согласия всему чеченскому народу», — сказал он.

В свою очередь Д. Абдурахманов подчеркнул, что «нам очень приятно видеть, как один из талантливейших художников современной России посвящает свою работу судьбе столь дорогого для всех жителей Чеченской Республики человека».

«Говорить о таких людях, как Ахмат-Хаджи, в прошедшем времени очень тяжело. Он навсегда вошел в историю чеченского народа, да и всего мира. Его высокий профессионализм и незаурядные личные качества навсегда останутся для нас примером. Глубокие знания, жизненный опыт и сила духа Ахмата-Хаджи, позволяющие успешно справляться с любыми сложностями, снискали ему достойное признание и уважение всего народа. А. Кадыров навсегда останется в наших сердцах и сердцах благодарных потомков», — сказал он.

После торжественного открытия выставки Р. Кадыров осмотрел работы автора.

Необходимо отметить, что в своем творчестве художник использует широкие полотна холста, на которые изображения накладываются ручной печатью с применением черной и красной типографской краски и сусального золота.

Выставка будет проходить в Государственном театрально-концертном зале с 1 по 31 июля. Организаторами выставки выступили администрация города Грозного и московская галерея «Триумф».

РИА НОВОСТИ: «ГРОЗНЫЙ. 23 ИЮН»

«Выставка лауреата премии Кандинского 2008 года, художника Алексея Беляева-Гинтовта, посвященная первому президенту Чечни Ахмату Кадырову, пройдет в Грозном с 1 по 31 июля, сообщил РИА Новости мэр Грозного Муслим Хучиев.

Помимо своей творческой деятельности Беляев-Гинтовт известен как активный участник «Евразийского движения».

По его словам, Беляев-Гинтовт для своей первой выставки в Грозном написал новую серию работ о жизненном пути Кадырова и о его усилиях восстановить мир в Чечне.

В экспозицию вошли работы художника, изображающего Кадырова в разных ипостасях: как государственного деятеля, религиозного лидера, отца и деда.

Он подчеркнул, что «в сердце каждого чеченца живет образ президента-миротворца, и потому особенно приятно, что российский художник обратился в своем творчестве к жизни и деятельности столь дорогого для нас человека».

Выставка организована грозненской администрацией совместно с московской галереей «Триумф». Она пройдет в Государственном театрально-концертном зале.

Алексей Беляев-Гинтовт — родился в Москве в 1965 году, выпускник Московского архитектурно-строительный техникума. В 1985-88 годах учился в МАРХИ (факультет градостроительства).

Одно время принимал участие в движении «Новый русский классицизм» под руководством Тимура Новикова в Санкт-Петербурге.

В начале 2000-х годов Беляев-Гинтовт входит в состав партии «Евразия», занимается визуальным оформлением «Евразийского движения», разработкой агитационных плакатов.

В 2008 году становится победителем премии Кандинского за картину «Братья и сестры», изображающую людей, слушающих речь Сталина 3 июля 1941 года. «

ПАВЕЛ ЗАРИФУЛЛИН: «РЕВОЛЮЦИЯ ДУХА В ЧЕЧНЕ»

Художественные СМИ пестрят сообщениями о первой в истории Чечни выставке современного искусства в Грозном. Вернисаж художника Алексея Гинтовта «Хадж Ахмата-Хаджи» прошел 1 июля в недавно отреставрированном Государственном театре. На открытии побывал президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Без преувеличения — это серьёзное событие, символизирующее возвращение чеченского народа к мирной жизни. Портал «Геополитика» публикует интервью с господином Гинтовтом.

Ты съездил в Грозный, там состоялась твоя новая выставка, посвящённая Герою России Ахмаду Кадырову. Как она прошла? Как обстановочка?

Для меня прошло всё блестяще. Это без преувеличения триумф. Это была первая выставка современного искусства в обновлённом Грозном. Она целиком посвящена созидателю Новой Чечни и торжественно открылась его сыном. Я говорю о покойном Ахмад-хаджи Кадырове и его здравствующем сыне Рамзане Кадырове.

Как это событие восприняли там?

Да. Радость была огромная. Люди были рады или очень рады.

А как тебе восстановленный Грозный?
Насколько, с точки зрения архитектуры, он соответствует твоим культурным чаяньям?

Я бы сказал, что для той ситуации, в которой происходило это восстановление — архитектура достойная. Я примерно понял расположение будущей градостроительной структуры, и я уверен, что рано или поздно, она реализуется звонкими постройками. Мне кажется, что это в чеченском характере — не удовлетворяться средним.

Кадыров тебе не предлагал, что-то построить в Грозном?

Нет, тут важно понимать контекст. Это были первые дни активизации ингушского бандподполья, и я так понимаю, что Рамзан заехал на открытие выставки между боями. И надо благодарить судьбу за такую возможность, её вообще могло и не быть…

Чеченских народ, вайнахи, с подачи разных СМИ воспринимались у нас как народ — разрушитель Империи, народ который никогда не будет жить в имперских рамках. Но год назад мы вместе с тобой видели чеченцев в Южной Осетии, они за эту Империю шли умирать. Это новейший факт. Как ты воспринимаешь роль чеченского народа в братском имперостроительстве?

Я впервые на территории России увидел реализовавшееся чудо. Та степнь духовной мобилизации, что я застал в Чечне, является желаемой для всех регионов России, и, в первую очередь, для её столицы.

Чеченская духовная мобилизация — это ясно поставленная цель, цель духовного спасения, ясно реализуемая на наших глазах, и под сию цель верстается всё остальное: строительство, воспитание детей, образование народа.

Т.е. идея духовного строительства стала катализатором чеченской пассионарности?

Революция Духа, случившаяся на территории Чечни (я имею ввиду — безоговорочное принятие Ислама), явилась тем фундаментом, на котором зиждется всё остальное.

Как относился простой народ к твоим работам. Я имею в виду рядовых посетителей выставки, не элиты (тех, что тебя встречали, возили, охраняли). Как воспринял простой люд эти картины?

Это была безграничная радость.

Как-то зримо это всё отражалось? Что они целовали тебя, обнимали, носили на руках?

По части касаний — в Чечне очень внимательно к этому относятся и традиционно. Люди касаются друг друга лишь в момент, предписанный традицией. Не раньше и не позже. Одно то, что девушки встают, когда входишь, и встают столько раз — сколько входишь, вот что поразило меня. В этот момент они напоминают, о том, что они Женщины, а я Мужчина. Это были девушки в платках — невероятные и недоступные красавицы! Это евразийская исполненность, тот идеал, о котором остаётся только мечтать.

То о чём ты рассказываешь: Исламская Революция Духа, изысканные красавицы в платках напоминает нам об Исламской Революции в Иране 1979 года. Есть ли какие-то параллели между исламской революцией Хомейни, и исламским чеченским ренессансом Кадыровых?

К величайшему сожалению я до сих пор не был в Иране — надеюсь рано или поздно оказаться там. Поэтому — не могу сравнивать. Но то, что я застал в Чечне, говорит о безусловной перманентной Революции Духа.

Вижу, ты вдохновился на длительное время от увиденного в городе Грозном. Под этим впечатлением — какие твои творческие планы?

Во-первых я приобрёл множество великолепных друзей. Во-вторых множество планов, их необходимо воплощать. Будем строить новые города, Города Солнца, Города Будущего!

Беседовал Павел Зарифуллин

RU: «ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ В РАЗОРЕННОМ ЦХИНВАЛИ»

ЦХИНВАЛИ, 8 августа. Евразийский Союз Молодежи и социалистическая партия «Фэдебаста» «в знак признательности героическому осетинскому народу в городе-герое Цхинвали под обстрелом оккупационных грузинско-американских частей» открывают выставку стилиста ЕСМ, прославленного московского художника Алексея Беляева-Гинтовта.

Как сообщил ИА «Росбалт-Юг» лидер ЕСМ Павел Зарифуллин, «сюжеты картин связаны с каноническими памятниками мировой архитектуры. Это Парфенон, Колизей, храм Урожая в Пекине или Палаццо дожей в Венеции. Над ними величественно летает русский двухглавый орел. Художник изображает кремлевские рубиновые звезды, фаланги марширующих людей, скандирующих в унисон, снайпера, притаившегося под гигантским церковным колоколом. Две версии одного изображения — красным по золоту и черным по белому, — полученного из моментальной фотографии капли, ударившейся о водную гладь».

Картины созданы при помощи трафаретов и весьма ограниченной гаммой локальных цветов — на каждом холсте преобладает черный или красный. Использование трафаретов, по мнению критиков, напоминает о портретах Мэрилин Монро работы Энди Уорхолла и о творчестве Бэнкси, британского художника граффити.

Картины Гинтовта не раз выставлялись в Русском музее, Третьяковской галерее и Лувре. Теперь их можно будет увидеть в Цхинвали. Сам автор едет презентовать свои картины. С Павлом Зарифуллиным в РЮО приехали из России молодые евразийцы. Они окажут посильную медицинскую помощь раненым в югоосетинских больницах.

Евразийцы приглашают посетить выставку всех, кто еще остался в Цхинвали.

«Везя в осажденный город шедевры современного искусства, мы даем понять нашему злобному врагу: запугать нас не возможно. Россия рука об руку с объединенной Осетией выстоят перед любыми испытаниями судьбы. Евразийская выставка в Цхинвали сродни футбольному матчу в блокадном Ленинграде. Наш дух, завещанный осетинам и русским древними нартами, как никогда стоек. Враг будет разбит, и победа будет за нами», — заявил Павел Зариффулин.

Росбалт-Кавказ

RU: «ХАДЖ АХМАТА-ХАДЖИ»

К открытию выставки Гинтовта в Грозном все готово

В столице чеченской республики городе Грозном все готово к открытию выставки стилиста ЕСМ, лауреата премии Кандинского Алексея Беляева Гинтовта. Выставка «Хадж Ахмата-Хаджи», посвященная отцу нынешнего чеченского лидера Ахмату Кадырову, продлится с 1 по 31 июля. Как сообщает сайт президента Чеченской республики «Организаторами выставки выступают администрация города Грозного и московская галерея «Триумф».

Как заявил мэр Грозного Муслим Хучиев: «В сердце каждого чеченца живет образ нашего первого президента. И потому нам особенно приятно, что российский художник обращается в своем творчестве к судьбе столь дорогого для нас человека».

При этом он отметил, что автор полотен А. Беляев-Гинтовт — один из талантливейших российских художников. Он же является обладателем премии Кандинского в 2008 году в номинации «Проект года» за работы из цикла «Родина-дочь». Для первой выставки современного искусства в Чеченской Республике автором написана новая серия работ.

«Название выставки — «Хадж Ахмата-Хаджи». Это размышление о жизненном пути А. Кадырова и его деятельности в деле восстановления мира на многострадальной чеченской земле», — отметил М. Хучиев.

Как кость в горле стала выставка лево-либеральным деятелям от искусства, которые и в такой ситуации продолжили обвинять Гинтовта в фашизме. Как заявили на «Радио Свобода» «есть абсолютная смысловая определенность в националистических плакатах, которые Беляев делает для нужд партии. И определенность в отношении к Ахмаду Кадырову — он воспет художником в лучших традициях соцреализма и романтического модерна. Созданный черным на золоте образ Ахмата Хаджи – героический: это государственный муж и религиозный лидер, любящий отец и дед. Государство – это я, власть упоительна, поскольку сильна — это восхищенное послание Беляева прочитывается легко».

Однако, сам художник не обращает внимания на тявкающих мосек, так как вплотную на месте занят подготовкой к выставке. Алексей решил поделиться с нами своими впечатлениями от столицы Чечни:

— Я попал цветущий город, великолепные улицы и бульвары, полностью отстроенный город, отреставрированы все дома, в центре построено множество новых. Особое внимание уделяется постройкам, связанным с культурой и массовыми коммуникациями. Что касается жителей города, то мужчины – мужественны, а женщины – женственны. Огромное количество молодежи на улицах, очень красивые девушки. Так или иначе присутствует евразийская исполненность, внешний вид – парадный. Непременно юбки или платья, непременно платки, непременно – благожелательное отношение. Трудно представить в этом городе озверевшего человека покрытого дредами или человека в истерзанных джинсах. Необычайно благожелательное отношение. Сама выставка проводится в только что построенном грозненском драматическом театре. По всему городу развешаны пятиметровые зеленые растяжки, возвещающие, что выставка, посвященная Ахмат-Хаджи Кадырову, приехала из Москвы. Я монтирую выставку в театре, приходят актеры и актрисы этого театра, всем интересно что будет. Общий фон – высокая степень человеческого братства. Ощущается подспудная мобилизация. В городе нет рекламы, но вывешенные лозунги, философского характера носят мобилизующий характер. Принимающая сторона почувствовала евразийский созидательный потенциал.

Пресс-служба ЕСМ

RU: «ГИНТОВТ В ГРОЗНОМ»

С 1 июля и целый месяц в Грозном пройдет первая в этом городе выставка современного искусства. Лауреат премии имени Василия Кандинского, художник-евразиец Алексей Беляев-Гинтовт представляет эпическую серию «Хадж Ахмад Хаджи», посвященную Ахмату Кадырову — первому политику Новой Чечни, отцу нынешнего президента республики. На золотых полотнах Гинтовта Кадыров-старший предстает как государственный муж, как религиозный лидер, как отец семейства и как гражданин России…

Нам удалось связаться по телефону с Алексеем Беляевым-Гинтовтом, который так прокомментировал свое пребывание в чеченской столице: «Я застал восстановленный Грозный и увидел, что мужчины здесь мужественны, а женщины — женственны. Вместо рекламы в городе висят мобилизующие лозунги, один из которых гласит: » Единственным доказательством патриотизма — является поступок!»

ХАСАН КАЗЫЕВ: «В ГРОЗНОМ СОСТОИТСЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ХУДОЖНИКА»

Грозный. 1 июля в Грозном впервые состоится первая выставка современного российского художника Алексея Беляева-Гинтовта. Как сообщили агентству в пресс-службе администрации Грозного, она посвящена судьбе первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова.

По данным источника, организаторами выступили администрация Грозного и московская галерея «Триумф».

— В сердце каждого чеченца живет образ президента-миротворца, и потому мне особенно приятно, что российский художник обращается в своем творчестве к жизни и деятельности столь дорого для нас человека, — сказал в этой связи глава администрации Грозного Муслим Хучиев.

Алексей Беляев-Гинтовт – один из талантливейших российских художников. Беляев-Гинтовт получил премию Кандинского в 2008 году за работы из цикла «Родина-дочь».

— Для первой выставки современного искусства в Грозном он написал новую серию работ. Как и прежние его работы – это огромные холсты, изображение накладывается ручной печатью черной или красной типографской краской. Другой наиважнейший в его работе материал – это, как в двух последних сериях художника, сусальное золото. Выставка откроется в Государственном театрально-концертном зале и продлится с 1 по 31 июля,- отметили в пресс-службе администрации Грозного.

— Название выставки «Хадж Ахмат-Хаджи» — это размышление о жизненном пути Ахмат-Хаджи Кадырова и его усилиях восставить мир в Чеченской Республике. Работы – портреты Кадырова в разных ипостасях: государственный муж, религиозный лидер, отец и дед, российский гражданин, — подчеркнул источник.

Хасан Казыев

GROZNYINFORM.RU: «ОБЩИЙ ФОН – ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БРАТСТВА»

Грозный. В Грозном полным ходом идет подготовка к выставке лауреата премии Кандинского Алексея Беляева-Гинтовта, которая откроется 1 июля и продлится до конца месяца. Выставка посвящена первому Президенту Чеченской Республики, Герою России Ахмат-Хаджи Кадырову. Организаторами выступает администрация Грозного и московская галерея « Триумф».

Художник, готовясь к персональной выставке, поделился своими впечатлениями о Грозном и жителях республики:

— Я попал в цветущий, полностью отстроенный город — великолепные улицы и бульвары, отреставрированы все дома, в центре построено множество новых. Особое внимание уделяется постройкам, связанным с культурой и массовыми коммуникациями. Что касается жителей города, то мужчины – мужественны, а женщины – женственны. Огромное количество молодежи на улицах, очень красивые девушки. Так или иначе, присутствует евразийская исполненность, внешний вид – парадный. Непременно юбки или платья, непременно платки, непременно – благожелательное отношение. Трудно представить в этом городе озверевшего человека, покрытого дредами или человека в истерзанных джинсах. Необычайно благожелательное отношение. Сама выставка проводится в только что построенном Чеченском драматическом театре. По всему городу развешаны пятиметровые зеленые растяжки, возвещающие, что выставка, посвященная Ахмат-Хаджи Кадырову, приехала из Москвы. Я монтирую выставку в театре, приходят актеры и актрисы этого театра, всем интересно, что будет. Общий фон – высокая степень человеческого братства, — говорит художник.

ВЕРОНИКА ЧЕРНЫШОВА: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРАСКИ»

Выставка посвящена жизненному пути Ахмада Кадырова. Кадырова как государственного мужа, политического лидера, деда, отца и просто гражданина запечатлел художник Алексей Беляев-Гинтовт. Гинтовт – стилист Евразийского союза молодежи, обладатель Премии Кандинского 2008 года за проект «Родина-дочь». В чем только его не обвиняли – и в пропаганде насилия, и в гламурном ультранационализме, и даже в фашизме. Предлагали перестать спекулировать кумачом и сусальным золотом. Галеристу Емельяну Захарову (галерея «Триумф»), работающему с художником, в свою очередь, советовали «украшать кабинеты олигархов и не лезть в большое искусство». Однако ни первый, ни второй советам не вняли и не успокоились.

Очередной экстравагантный шаг – открытие первой в истории Чечни выставки современного искусства в Грозном. Вернисаж прошел 1 июля в недавно отреставрированном Государственном театре. На открытии побывал президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Обозреватель «НГ» связался по телефону с участниками и инициаторами мероприятия. Российские собеседники утверждают, что в Чечню с культурными инициативами отправились по доброй воле.

Алексей Беляев-Гинтовт, художник

– Был ли проект «Хадж Ахмад-Хаджи» кем-то заказан? Или это чистый порыв души?

– Это чистый порыв души. Я обращался к чеченской теме трижды. И был удивлен, как быстро чеченцы на это откликаются. Мне хотелось сделать что-то значительное. Последние полгода я был занят работой над выставкой «Хадж Ахмад-Хаджи». Я приехал в Грозный и увидел, что город полностью восстановлен. Это новый город. Вечерами зажигаются фонари, включаются фонтаны. Чеченские женщины идут гулять с детьми. Мужчины охраняют их покой. Все это противоречит той информации, которую мы слышим. И которая, кстати, весьма задевает чеченцев. Здесь мир. Абсолютно новый мир.

– Как вы оцениваете личность Ахмада Кадырова?

– Я считаю, что это личность не просто континентального, а почти планетарного масштаба. Мне как евразийцу очевидно, что Чечня была той опасной точкой на планете, где воевали православные с мусульманами – речь шла о расчленении России. 68 стран посылали в Чечню своих боевиков. Ахмаду Кадырову удалось все это прекратить.

– Чем вообще обусловлен ваш интерес как художника к правящей власти?

– Я не политический художник. Я – художник-метафизик. Поэтому власть интересна мне в своей метафизической ипостаси. В России, как и в любом другом традиционном обществе, власть – это пирамида. Основа всего. Любые вопросы власти в метафизическом смысле – это вопросы жизни и смерти. Правителя, при котором страна распадается на 15 воюющих между собой осколков, сменяет правитель, который постепенно собирает эти кровоточащие обрубки и вновь соединяет их в живое тело.

– Как был встречен ваш проект в Чечне?

– С восторгом. Я подписал множество каталогов. Написал на них почти сотню чеченских имен.

– Кого из ныне действующих российских политических лидеров вы хотели бы изобразить?

– У меня нет такой задачи. Повторю – тема власти занимает меня лишь постольку, поскольку – это вертикаль, один конец которой упирается в небо.

– Улегся ли скандал с вручением вам Премии Кандинского, когда вас обвиняли в фашизме? Знают ли об этом что-нибудь в Чечне?

– Лично я мнением московской арт-тусовки программно не интересуюсь, а в Чечне о нем не знают ничего и подавно. Скандалистами пусть занимаются юристы, я буду заниматься искусством.

Емельян Захаров, владелец галереи «Триумф»

– Кому принадлежала идея реализации проекта?

– Мне.

– Насколько мне известно, это первая выставка современного искусства в Чечне. Почему вы вдруг решили продвигать contamporary art здесь?

– А почему нет? Это такая же часть России, как и многие другие. Пока шла война, тут сменилось два поколения людей, воспитанных на ней. Сейчас здесь мир. А искусство – это всегда дверь в мир, окно в душу. Душа каждого человека хочет мира. И здесь искусство нужнее, чем где бы то ни было. Пока в этом смысле тут довольно пустынно. Но мы будем работать. Тем более что местное население восприняло нашу инициативу восторженно. На открытии был президент республики Рамзан Кадыров.

– Хорошо, а как повлияет чеченский проект на вашу репутацию как галериста и имидж художника Беляева-Гинтовта, которого в Москве по-прежнему считают весьма одиозной фигурой?

Вы же понимаете, что это не может не носить политического оттенка?

– Меня так все достали. Галерея «Триумф» на свои деньги делает шикарные проекты. И ото всюду слышно только шипение. Вон, в Венеции на биеннале выставили видео «АЕS+F», а Катя Деготь (арт-критик Екатерина Деготь. – «НГ») пишет: «Политическая советская тягомотина». Да плевать я на это хотел. Пошли все на х… И даже еще дальше. Так и напишите.

Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики

– Не является ли выставка Беляева-Гинтовта кремлевским проектом?

– Слышу об этом впервые от вас. Мы вышли за рамки стереотипов и выставили работы Гинтовта, не стали оглядываться на все, что связано с его политической деятельностью и взглядами, потому что он действительно талантливый художник. Он точно отразил все проблемы истории Чечни последних лет через личность Ахмада Кадырова. Никакого кремлевского следа я здесь не вижу. Но если это так, то нам только приятно. Выставку мы эту не планировали и не заказывали. У Гинтовта были готовы эти полотна, и мы с радостью откликнулись на его предложение об организации выставки. Нас это ни к чему не обязывает. Хотя у нас есть и другие картины, изображающие Ахмада Кадырова. Мы выставили работы Гинтовта в зале, где вернисажи проходят регулярно. Здесь рядом много кафе, фонтанов, неподалеку проспект Путина, гуляет молодежь. Народ проявляет интерес к экспозиции.

– Поддерживаете ли вы искусство? Коллекционируете что-то сами? Посещаете ли выставки?

– Искусство поддерживаем, оказываем ту помощь, которая возможна в наших условиях: все – от закупки картин в Государственный музей до проведения благотворительных аукционов, строим здание Национального музея. Выставки, которые проходят в Грозном, я посещаю, в Москве мне это удается крайне редко. Сам не коллекционирую, но мне дарят много картин.

– Если бы вы заказывали собственный портрет, то кому?

– Знаю много российских портретистов, картины кисти которых украсили бы любой музей, но называть кого-то конкретно считаю не совсем этичным.

– Удался ли Гинтовту образ вашего отца?

– Безусловно. Он подошел к работе скрупулезно и ответственно. Стремился передать не внешнее сходство, но внутренний мир. И это понятно каждому, кто видит эти картины.

ИЛЬЯ ДМИТРИЕВ И АРТУР ДУГИН: «ТАМ, ГДЕ НЕТ ОСТАНКИНСКОЙ БАШНИ»

Побывавший в заново отстроенном Грозном человек искусства уверовал в возможность торжества Традиции даже в наше время

Мы находимся в гостях у художника Алексея Беляева-Гинтовта, который только что вернулся из столицы Чечни Грозного, где с успехом прошла его выставка, посвящённая Ахмату Кадырову. После получения главного приза премии в области современного искусства имени Кандинского это – вторая крупная победа художника на культурном фронте за последнее время.

— Первый вопрос: как эта выставка стала возможной, кто является её инициатором?

Инициатором выставки является галерист Емельян Захаров. Он предложил мне осенью подумать о реализации такого проекта, и я, не задумываясь, согласился, поскольку много лет внимательно следил за происходящим в Чечне, и это меня сильно тревожило, волновало, мучило. Как только появилась возможность масштабного выступления, я тут же согласился.

Я с удивлением узнал о том, что Емельян Захаров является заместителем министра культуры Чеченской республики, часто бывает в Чечне, у него много друзей, с которыми подружился и я, находясь там. Это замечательные, удивительные люди, настоящие активисты – молодые, европейски образованные, но не потерявшие связи с почвой. В своё время многие чеченцы, считавшие себя успешными и перспективными людьми, уехали из республики – тем ценнее те, кто остались и сегодня трудятся на благо новой Чечни.

— У вас есть картина, на которой изображён Грозный в руинах – после бомбёжек. Сегодня вы презентуете новый цикл работ, посвящённых Чечне и заряженных созиданием. Там – тематика разрушения, смерти, трагедии, здесь перед нами открывается будущее. Как вы оцениваете период, пройденный между этими двумя точками, что, собственно, за это время произошло?

Я жадно ловил все новости, связанные с возрождением Чечни, но я даже не представлял, что в реальности это выглядит так. Это действительно новая Чечня. Это не только восстановленный город, восстановленные сёла – не только в Грозном произошло масштабное строительство. Но что поразило меня больше всего – это общий созидательный дух, которым пронизано буквально всё, происходящее в республике.

Во-первых, три телеканала, которые я смотрел, не отрываясь, по вечерам: все представленные новости являются объективно созидательными. Это невероятно насыщенный день Рамзана Кадырова, в течение которого он успевает наградить бойцов, отличившихся в схватках с террористами, открыть гигантскую птицефабрику, навестить школьников, у которых в те дни проходили выпускные вечера, выступить на митинге, посетить мечеть. Это я вижу на светском канале.

Что же касается канала религиозного, то его программа поражает в не меньшей степени. Это и прямые трансляции из мечети – самой большой в Европе, получившей приз «Европейский проект» в 2007-м году. Это выступления знатоков Корана, это дискуссии богословов с вышедшими из лесу боевиками. Одним словом, по телевизору – нам трудно в это поверить – постоянно обсуждаются вопросы мироздания, жизни и смерти и посмертного воздаяния.

Переключаясь на российские каналы, я с ужасом лицезрел предельно контрастирующие выкрутасы хохмачей, где не всегда понятно даже, какую часть тела в данный момент транслируют на экран.

Ну и, конечно, впечатляет вид Грозного. Город, в котором за последнее время погибло несколько десятков тысяч человек, естественно, призывает к серьёзности. Это особое место на карте нашей страны, которое настраивает на особый образ мыслей. Я оказался в некоем сакральном центре нового времени. Конечно, Грозный имел свою историю, но то, что призывы муэдзина раздаются во вновь отстроенном городе, горящем огнями, переливающемся фонтанами с наступлением темноты, — заставляет поверить в возможность торжества Традиции и в наше время.

Бросается в глаза манера поведения людей. Когда вечером женщины с детьми выходят гулять – я нигде прежде на территории нашей страны не видел такой высокой исполненности. Все женщины имеют парадный вид, непременно платье, непременно некое покрытие на голове. Даже эти беззаботно гуляющие с детьми женщины составляют часть единой высокой картины победы человеческого духа над хаосом и разрушением.

— Точкой сборки вашего проекта является личность Ахмата Кадырова. Расскажите, что вы чувствовали, обращаясь к этой фигуре, что это за человек, и как его судьба вписана в историю Чечни?

Этот человек удивителен уже одним тем, что при советской власти принял решение посвятить свою жизнь вере и отправился учиться за границу. При этом он остался сыном своей Родины и, что ещё более важно, дал образец политического мышления в огромном государственном и историческом масштабе. Этого как раз и не доставало большинству его современников, считавших себя борцами за интересы чеченского народа.

Я видел, какой неподдельный энтузиазм испытывает чеченская молодёжь по отношению к своему духовному лидеру и светскому правителю – отцу и сыну Кадыровым. Это настолько высоко, настолько искренне и значительно – не только в масштабах страны, но и в масштабах всего мира. Во многом благодаря Ахмату Кадырову одна из точек на карте мира, где православные и мусульмане убивали друг друга, перестала в этом смысле существовать. В этом её колоссальное значение для всего континента. На сегодняшний день Чечня по факту является для нас воротами в исламский мир. И я убеждён, что сегодня Чечня находится в самом начале великого пути.

— Я слушаю вас, и у меня складывается впечатление, что именно трагедия, пережитая чеченским народом, послужила толчком к трансформации общества. Хочется верить, что опыт разрыва, опыт смерти был должным образом усвоен, и те формы, которые вы наблюдали, сам ваш приезд, почти совпавший с отменой режима КТО в республике – всё это стало символической печатью этой великой трансформации. И всё же, мы знаем, что Рамзан Кадыров сейчас подвизается по линии контр-террористической борьбы в соседней республике, где недавно произошла крупная трагедия, и русский Кавказ в целом остаётся проблемным регионом. Присутствует ли в атмосфере Грозного элемент тревоги, чувствуется ли то, что борьба продолжается?

Скорее уместно говорить не о тревоге, а о мобилизации. И о ней действительно говорит всё – и новые проспекты, на которых не увидишь реклам: вместо них — лозунги глубокого философского содержания: суры из Корана или знаменитые изречения Ахмата Кадырова. Вечером и ночью можно встретить частые посты, где молодые чеченцы охраняют покой города. И это, безусловно, люди войны, и они внушают уверенность в незыблемость чеченского возрождения. Всё это складывается в невиданную мной никогда доселе на территории нашей страны картину духовной мобилизации – картину торжественную и суровую. Это, казалось бы, парадоксальное сочетание спокойствия и алертности есть признак здоровья и силы.

— Вы уже не первый раз отмечаете контраст между тем, что происходит в Чечне и тем, что происходит у нас, условно говоря, на федеральном уровне. Может ли, и если да, то при каких условиях, чеченский опыт быть протранслирован на общероссийский уровень? Каковы ваши соображения на этот счёт — неужели нам всем необходимо такое же потрясение, какое претерпел чеченский народ, чтобы очнуться?

Боюсь, что да. Гейдар Джемаль, которого я читаю с огромным интересом, и который является для меня значимым авторитетом, сказал, что чеченская война за независимость была войной за отделение от Останкинской башни. И каково же было моё удивление, когда, находясь в Грозном, методом переключения каналов я понял эту нехитрую истину. Если бы хоть что-то из чеченского опыта было внедрено на федеральном уровне, мы бы зажили в другой стране.

Смотрите: в Чечне нет проституции – категорически нет. Алкоголь продаётся с десяти до одиннадцати утра в рабочую неделю. Соответственно, ни учащиеся, ни рабочие не соблазняются. Представьте себе, каково видеть в России магазин, в котором есть всё, кроме алкоголя! В такой ситуации и мысли-то о выпивке не появляется – это абсолютно естественно.

Мне также сказали, что в Чечне нет бездомных – все так или иначе обеспечены каким-то жильём. Нет нищих, никто не просит деньги. Итак, если хотя бы часть из этого реализуется на федеральном уровне – мирными методами – это было бы чудом.

Беседовали Илья Дмитриев и Артур Дугин

АЗА ЧИМАЕВА: «ЖЕЛАЮ ДРУГИМ РЕГИОНАМ РОССИИ ПОВТОРИТЬ ХОТЯ БЫ ЧАСТЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Москва. 1 июля в Государственном театрально-концертном зале города Грозный открылась выставка работ российского художника Алексея Беляева-Гинтовта «Хадж Ахмад-Хаджи», посвященная первому Президенту Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырову. На открытии выставки присутствовало руководства Чеченской Республики, включая Президента ЧР Рамзана Кадырова. За первый же день экспозицию посетило около 2 тысяч грозненцев.

В интервью порталу Liberty.ru российский художник Алексей Беляев-Гинтовт рассказал о своих впечатлениях от визита в Чеченскую Республику. В частности он сказал, что Рамзан Кадыров поблагодарил художника за прорыв той информационной блокады, которая организована в отношении Чеченской Республики западными спецслужбами. По словам А.Беляева-Гинтовта, к экспозиции в республике проявили колоссальное уважение и интерес. На открытии присутствовало много уважаемых людей.

Далее автор картин ответил на вопросы журналиста.

Что побудило Вас обратиться к образу Ахмата Кадырова?

— Ахмат Кадыров — великий и очень почитаемый в республике деятель, который сумел остановить войну и за коротко время приступил к мирному строительству. Воистину его труды не пропали даром. Он отдал свою жизнь за народ.

И чем живет чеченский народ сегодня?

— Общий подход чувствуется во всем, во всех чеченцах, вовлеченных в государственное строительство. Вы представляете, по телевидению обсуждаются вопросы мироздания! Огромное количество просветительских передач. В других бывшие боевики рассказывают, как порвали с этим ремеслом, и вышли из леса. Ведутся прямые трансляции из самой крупной в Европе мечети. После такого мне было мучительно вновь возвращаться к российскому телевидению, где хохмят хохмачи и всякая гадость.

В Чеченской Республике алкоголь продают только пять дней в неделю с 10 до 11 утра, и при этом совершенно не возникает желания пить. Нет никакой проституции, никаких бомжей на улицах. Вы можете себе представить такое где-либо еще в России?

Какие ощущения у Вас остались непосредственно от Грозного?

— Этот, отстроенный за два года город, стал просто великолепен. Достаточно посмотреть, как вечером чеченские женщины с детьми выходят на улицу, а пение муэдзина разносится буквально повсюду. Невероятное чувство безопасности посетило меня в этом городе. И, как выяснилось, это было неслучайно — согласно статистике Грозный занимает четвертое место в стране с конца по числу преступлений против личности.

В заключение хотел бы отметить, насколько я потрясен увиденным. Желаю Чеченской Республике процветания, а другим регионам повторить хотя бы часть ее достижений.

Аза Чимаева

SNOB.RU: «ЕМЕЛЬЯН ЗАХАРОВ И ДМИТРИЙ ХАНКИН ПРИВЕЗЛИ В ГРОЗНЫЙ ВЫСТАВКУ АЛЕКСЕЯ БЕЛЯЕВА-ГИНТОВТА «ХАДЖ АХМАД ХАДЖИ»

Когда Алексей Беляев-Гинтовт получил в прошлом году премию Кандинского за проект «Родина-дочь», некоторые либеральные критики назвали его фашистом. В этот раз он совершил еще более провокационный поступок, выставив в Грозном свои работы, воспевающие первого президента Чечни Ахмата Кадырова

Получив премию Василия Кандинского, художник Алексей Беляев-Гинтовт признался, что намерен на эти деньги сделать некий масштабный проект, посвященный памяти Ахмат-Хаджи Кадырова.

Так оно и случилось. 16 больших холстов, щедро покрытых сусальным золотом, изображают Кадырова в разные годы его жизни — на фоне голубей мира, российских боевых самолетов и мирного сева на только что разминированных полях. Работы были выставлены в холле недавно построенного театрально-концертного зала, расположенного на главной улице Грозного — проспекте В.В. Путина. На фасаде здания, среди барельефов выдающихся представителей чеченского народа, имеются также портреты русских писателей, так или иначе связанных с Кавказом, — Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого.

 В ожидании открытия выставки Емельян Захаров давал интервью, рассказывал о заложенном в работах Беляева-Гинтовта смысле и объяснил, почему ему так нравится в Грозном.

 Партнер Емельяна Захарова и совладелец московской галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин сказал, что от выставки «Хадж Ахмад Хаджи» можно ожидать как предсказуемого, так и непредсказуемого резонанса.

 Беляев-Гинтовт в последнее время трижды обращался к чеченской теме. «Это были картины, созданные в разное время и на разных стадиях военного конфликта. Что интересно, все три раза чеченцы моментально реагировали на обращенные к ним произведения».

 Следы недавней войны сегодня почти не заметны в Грозном. Выбоины в домах аккуратно заделаны, здания в центре города покрашены и оштукатурены. Повсюду видны краны и идет стройка. Бросается в глаза разве что отсутствие деревьев — они были сметены огнем войны. И теперь тут одни только саженцы, свежие и молодые. Хотя на улицах и нет рекламы, вывески все знакомые: те же самые сетевые кофейни, японские рестораны и салоны сотовой связи, что и в любом большом российском городе. Многие мужчины, правда, по-прежнему ходят с оружием, но мы себя чувствовали здесь в полной безопасности.

 По проспекту Путина гуляют женщины с детьми. В главной мечети Чечни, кстати, самой большой в Европе, множество молящихся. Рядом расположен большой, подсвеченный разноцветными прожекторами фонтан, а с другой стороны площади стоит памятник Ахмату Кадырову, который Беляев-Гинтовт изобразил на одной из своих картин. Гинтовт с восторгом показал нам место, где проспект Кадырова-старшего переходит в проспект Путина.

 Несмотря на присутствие на открытии выставки почти всего чеченского правительства и президента республики, нельзя сказать, чтобы были предприняты какие-то особые меры безопасности. Все подъезды к концертному залу перекрыли, но к самому залу можно было пройти, миновав всего две «рамки». Незадолго до приезда Рамзана Кадырова огромный, совершенно разбойничьего вида охранник с винтовкой поинтересовался у меня, что я здесь снимаю. Я ответил, что хочу снять приезд президента. «Э, спасибо, дорогой, — сказал он. — Не надо. Иди наверх. Там снимешь». Спорить было бессмысленно, поэтому я отправился снимать внутрь здания, где чиновники и танцевальный ансамбль в национальных костюмах терпеливо ожидали появления президента.

 Не прошло и нескольких минут, как появился Рамзан Кадыров, и выставка была открыта.

Первым предоставили слово художнику, и Беляев-Гинтовт, сильно волнуясь, поблагодарил руководство Чеченской Республики за возможность выразить свои чувства к Ахмат-Хаджи Кадырову, рассказал, как он страдал, когда шла война и как теперь поражен темпами восстановления Грозного.

 Емельян Захаров провел президента Чечни по выставке. Кадыров внимательно слушал галериста, иногда трогал картины руками, словно хотел проверить, настоящее ли золото наклеено на холст, или уяснить для себя сложную технику Беляева-Гинтовта, который наносит изображение на холст голыми руками, окуная их в типографскую краску.

 Большой друг Емельяна Захарова, бывший чемпион России по боксу и один из идеологов проекта Альберт Гучигов даже продекламировал Рамзану Кадырову стихотворение Байрона, которое, по его мнению, «было написано точно про Ахмата Кадырова».

 После торжественного открытия выставки мы сели в кафе, расположенном по соседству с театрально-концертным залом. В ассортименте были только минеральная вода, лимонады, соки и мороженое. За соседним столиком отдыхали вооруженные охранники Рамзана Кадырова во главе с начальником охраны. Они тоже ели мороженое. Друзья организаторов выставки предложили съездить в парк аттракционов, где я наконец смог спросить у Емельяна Захарова, что его связывает с Чечней и что он думает об открытии выставки.

 Днем, по окончании церемонии открытия, мы с организаторами, их чеченскими друзьями и Беляевым-Гинтовтом отправились в ресторан, расположенный на берегу пруда, где можно ловить рыбу, которую сразу же жарят и подают к столу. Во время застолья один из друзей Емельяна Захарова, занимающий высокий пост в чеченском Госнаркоконтроле, сообщил всем, что дарит Захарову дом в пригороде Грозного. Захаров очень обрадовался такому подарку и тут же всем объявил, что намерен отказаться от московской прописки и после оформления дома прописаться и платить налоги в Чечне.

Комментарии:

Я к Гинтовту очень хорошо отношусь, а то, что Кадыров — это некий странный политический эксцесс нашей страны, ну да, но если б у нас все было благополучно, то не было б таких странных правителей. А то, что Беляев поехал туда, так он поехал не для того, чтоб обслужить какую-то политическую надобность, это ни в коем случае не идеология фашизма! Просто хороший художник сделал смешной проект для того, чтоб его заметили.

Давид Саркисян

Я считаю, что и России, и Чечне нужно повышать свой культурный уровень, тогда и отношения между ними будут лучше. Я хорошо отношусь к творчеству Алексея Беляева-Гинтовта, и то, что портрет Кадырова написан не Шиловым, а Беляевым — кончиками пальцев — расширяет сознание самого Кадырова в первую очередь, и если президент делает шаг в сторону современного искусства, то и страна немного становится культурнее.

Айдан Салахова

ВИДЕО: REUTERS О ХАДЖ АХМАД ХАДЖИ

ВИДЕО: ПРОГРАММА ВЕСТИ О ВЫСТАВКЕ ГИНТОВТА

  • Facebook
  • VK
  • Wiki