ОЛЕСЯ ТУРКИНА: «О, СПОРТ, ТЫ МИР!»
Мир спорта связан с идеализацией гармоничного, вечно юного, не обремененного тяготами земной жизни, устремленного к победе человека. Спортсмены как бы живут в Золотом веке. Несмотря на краткость своего пребывания на Олимпе, они представляются нам бессмертными богами, не знающими времени, немощи, старости смерти. Анна Курникова и Луиш Фиго, Светлана Хоркина и Павел Буре, Юлия Барсукова и Дэвид Бэкхем — идолы нашей эпохи, демонстрирующие сочетание сексуальности, красоты и невероятных возможностей человеческого тела.
Мир спорта является одной из наиболее идеологически ангажированных тем в искусстве. В начале ХХ века спорт отождествляется с освобождением человека. Естественная красота свободных движений и обнаженного тела — главная тема известного кинофильма Вильгельма Прегера «Шаги к силе и красоте» (1925). Постепенно в контексте тоталитарных режимов спорт становится проявлением государственной воли и коллективного пафоса. Олимпийская красота спортсменов усиливается идеей жертвенности, готовностью умереть за победу, за Родину, стать воплощением любви к ней. Отдельный человек, несмотря на свои личные усилия и достижения, превращается в часть коллективного дейсивия как, например, в картинах Юрия Пименова «Физкультурный парад» (1939) или Александра Самохвалова «С.М.Киров принимает парад физкультурников» (1935). Во времена «холодной войны» значение спорта усиливается тем, что, например, победа в Олимпийских играх, позволяет мирным путем одержать вверх над идеологическим противником и показать преимущества социального строя.
«О спорт, ты мир» — название проекта Алексея Беляева Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова отсылает к словесному клише времен «холодной войны», связанного с подчеркнуто мирным характером спортивных завоеваний. Более того, в картине Андрея Молодкина по-своему воплощается одна из самых известных метафор Рональда Рейгана о «ядерной дубинке» в руках США. На картине Марина Гисич, входившая в команду по художественной гимнастики сборной Олимпийских Надежд СССР, представлена с американской бейсбольной битой в руках. Обобщенный образ гимнастки, как бы виртуозно «перехватившей» у идеологического противника его оружие, становится метафорой «наших» спортивных побед.
Проект «О спорт, ты мир» служит своеобразным зеркалом для его участников: и для галеристки, переживающей таким образом свой переход из мира спорта в мир современного искусства, и для художников. Художники не только являются моделями в серии черно-белых фотографий, выполненных Глебом Косоруковым в стилистике 1920-30-х годов, и напоминающих о популярном тогда образе пролетарского Прометея. Они также сравнивают процесс работы над созданием произведений с гимнастическим упражнением, так как нарисованная синей шариковой ручкой картина, требует мускульного напряжения и точности. В этом проекте, открывающем в Санкт-Петербурге новую галерею, соединяются личное и общественное пространство. Тема спорта, связанная с поиском идеала и одновременно с утверждением определенной идеологии, представляется в закрытой галерее в качестве художественного эксперимента. Своего рода апофеозом проекта становится инсталляция с использованием живого пламени природного газа, прямо отсылающего к Олимпийскому огню, который зажигается художниками в «Частной галерее» Марины Гисич.
Олеся Туркина
KOMMERSANT.RU: «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИСКУССТВА»
В минувшую среду акцией «О спорт, ты мир» и выставкой Алексея Беляева-Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова торжественно открылась новая «Частная галерея».
Слепящая белизна стен, два фототриптиха: атлетичный юноша с граблями и он же с книгой, два газовых баллона, а к ним — чаша, из которой бьет струя-луч-лезвие молочного пламени, экран во всю стену. В проеме виден соседний зал: гимнастическое бревно, маты, зеркала. Невысокая гимнастка в окружении короткостриженных художников позирует фотографам. Рядом теснятся галерейщики в футболках «обсоси гвоздок», журналисты в свитерах и шарфах, телевизионщики в джинсах и кроссовках, щурящие глаз фотографы в спецовках, господа в сизых галстуках, арт-бомонд — кто в чем. Публика привычная. Люди бывалые. Часть мужчин поглядывает на девиц в алкогольной униформе, часть — на фотопанно и моложавых творцов.
Обещанный перформанс необременителен для внимания. В дальнем приделе гимнастка выполняет несложные упражнения. То же происходит и на экране в другом конце галереи. Теоретически можно вертеть головой и видеть и то, и другое. Экранная девушка оступается и падает с бревна; настоящая — нет. Конец представления — начало фуршета. На подоконниках два живописных подноса: морковь, свекла, огурцы, сыр, грибы, ветчина, креветки. На двух натянутых беленых холстах в деревянных рамочках разложены оранжевые икринки. Под «Русский стандарт» и Jameson осмысливаются слова куратора о том, что надо «проецировать позитивные тенденции» и что выставка «достаточно уникальна».
Рядом с туалетом висит картина шариковой ручкой. Сам туалет, с одной стороны — иллюстрация к тезису о бесполезности искусства, с другой стороны — стимул к акционизму: в стиле хай-тек, с душевой, зеркалами и псевдоэтнической живописью на стенах; он абсолютно не закрывается.
Любому салону нужна своя Анна Павловна Шерер. Особая примета этой галереи — ее хозяйка Марина Гнесич, бывшая спортсменка. Чаша — не просто грааль, а олимпийский огонь, юноша — не просто натурный красавец, но атлет, символ силы, молодости, зари новой эры. Отсюда разворачивается восходящая метафора: спорт, мир, новый город, новый человек, олимпизм. Вопрос: что делать «старым людям» в «новом граде» — художников мало волнует.
Теперь, когда, казалось бы, тоталитарный миф развенчан, развинчен, оприходован и растворен в языке, нам еще долго будут предлагать мускулы под видом невиданных красот, пробежку под видом путешествия в неизведанное, «пролетарского Прометея» под видом нового сладостного. Художники самоназываются «новыми тупыми», «новыми серьезными», «новыми невеселыми», но как в программе для внеклассного чтения: вместо «Нови» — «Дым».
При этом сама галерея может похвастаться удачным расположением, затейливо организованным пространством, материально-технической базой. Кураторы энергичны и могут похвастаться интересными знакомствами. Вопрос — кого звать.
Газета «Коммерсантъ-СПБ». СЕРГЕЙ ПОЛОТОВСКИЙ
ОЛЕСЯ ТУРКИНА: «О, СПОРТ, ТЫ МИР!»
Мир спорта связан с идеализацией гармоничного, вечно юного, не обремененного тяготами земной жизни, устремленного к победе человека. Спортсмены как бы живут в Золотом веке. Несмотря на краткость своего пребывания на Олимпе, они представляются нам бессмертными богами, не знающими времени, немощи, старости смерти. Анна Курникова и Луиш Фиго, Светлана Хоркина и Павел Буре, Юлия Барсукова и Дэвид Бэкхем — идолы нашей эпохи, демонстрирующие сочетание сексуальности, красоты и невероятных возможностей человеческого тела.
Мир спорта является одной из наиболее идеологически ангажированных тем в искусстве. В начале ХХ века спорт отождествляется с освобождением человека. Естественная красота свободных движений и обнаженного тела — главная тема известного кинофильма Вильгельма Прегера «Шаги к силе и красоте» (1925). Постепенно в контексте тоталитарных режимов спорт становится проявлением государственной воли и коллективного пафоса. Олимпийская красота спортсменов усиливается идеей жертвенности, готовностью умереть за победу, за Родину, стать воплощением любви к ней. Отдельный человек, несмотря на свои личные усилия и достижения, превращается в часть коллективного дейсивия как, например, в картинах Юрия Пименова «Физкультурный парад» (1939) или Александра Самохвалова «С.М.Киров принимает парад физкультурников» (1935). Во времена «холодной войны» значение спорта усиливается тем, что, например, победа в Олимпийских играх, позволяет мирным путем одержать вверх над идеологическим противником и показать преимущества социального строя.
«О спорт, ты мир» — название проекта Алексея Беляева Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова отсылает к словесному клише времен «холодной войны», связанного с подчеркнуто мирным характером спортивных завоеваний. Более того, в картине Андрея Молодкина по-своему воплощается одна из самых известных метафор Рональда Рейгана о «ядерной дубинке» в руках США. На картине Марина Гисич, входившая в команду по художественной гимнастики сборной Олимпийских Надежд СССР, представлена с американской бейсбольной битой в руках. Обобщенный образ гимнастки, как бы виртуозно «перехватившей» у идеологического противника его оружие, становится метафорой «наших» спортивных побед.
Проект «О спорт, ты мир» служит своеобразным зеркалом для его участников: и для галеристки, переживающей таким образом свой переход из мира спорта в мир современного искусства, и для художников. Художники не только являются моделями в серии черно-белых фотографий, выполненных Глебом Косоруковым в стилистике 1920-30-х годов, и напоминающих о популярном тогда образе пролетарского Прометея. Они также сравнивают процесс работы над созданием произведений с гимнастическим упражнением, так как нарисованная синей шариковой ручкой картина, требует мускульного напряжения и точности. В этом проекте, открывающем в Санкт-Петербурге новую галерею, соединяются личное и общественное пространство. Тема спорта, связанная с поиском идеала и одновременно с утверждением определенной идеологии, представляется в закрытой галерее в качестве художественного эксперимента. Своего рода апофеозом проекта становится инсталляция с использованием живого пламени природного газа, прямо отсылающего к Олимпийскому огню, который зажигается художниками в «Частной галерее» Марины Гисич.
Олеся Туркина
KOMMERSANT.RU: «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИСКУССТВА»
В минувшую среду акцией «О спорт, ты мир» и выставкой Алексея Беляева-Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова торжественно открылась новая «Частная галерея».
Слепящая белизна стен, два фототриптиха: атлетичный юноша с граблями и он же с книгой, два газовых баллона, а к ним — чаша, из которой бьет струя-луч-лезвие молочного пламени, экран во всю стену. В проеме виден соседний зал: гимнастическое бревно, маты, зеркала. Невысокая гимнастка в окружении короткостриженных художников позирует фотографам. Рядом теснятся галерейщики в футболках «обсоси гвоздок», журналисты в свитерах и шарфах, телевизионщики в джинсах и кроссовках, щурящие глаз фотографы в спецовках, господа в сизых галстуках, арт-бомонд — кто в чем. Публика привычная. Люди бывалые. Часть мужчин поглядывает на девиц в алкогольной униформе, часть — на фотопанно и моложавых творцов.
Обещанный перформанс необременителен для внимания. В дальнем приделе гимнастка выполняет несложные упражнения. То же происходит и на экране в другом конце галереи. Теоретически можно вертеть головой и видеть и то, и другое. Экранная девушка оступается и падает с бревна; настоящая — нет. Конец представления — начало фуршета. На подоконниках два живописных подноса: морковь, свекла, огурцы, сыр, грибы, ветчина, креветки. На двух натянутых беленых холстах в деревянных рамочках разложены оранжевые икринки. Под «Русский стандарт» и Jameson осмысливаются слова куратора о том, что надо «проецировать позитивные тенденции» и что выставка «достаточно уникальна».
Рядом с туалетом висит картина шариковой ручкой. Сам туалет, с одной стороны — иллюстрация к тезису о бесполезности искусства, с другой стороны — стимул к акционизму: в стиле хай-тек, с душевой, зеркалами и псевдоэтнической живописью на стенах; он абсолютно не закрывается.
Любому салону нужна своя Анна Павловна Шерер. Особая примета этой галереи — ее хозяйка Марина Гнесич, бывшая спортсменка. Чаша — не просто грааль, а олимпийский огонь, юноша — не просто натурный красавец, но атлет, символ силы, молодости, зари новой эры. Отсюда разворачивается восходящая метафора: спорт, мир, новый город, новый человек, олимпизм. Вопрос: что делать «старым людям» в «новом граде» — художников мало волнует.
Теперь, когда, казалось бы, тоталитарный миф развенчан, развинчен, оприходован и растворен в языке, нам еще долго будут предлагать мускулы под видом невиданных красот, пробежку под видом путешествия в неизведанное, «пролетарского Прометея» под видом нового сладостного. Художники самоназываются «новыми тупыми», «новыми серьезными», «новыми невеселыми», но как в программе для внеклассного чтения: вместо «Нови» — «Дым».
При этом сама галерея может похвастаться удачным расположением, затейливо организованным пространством, материально-технической базой. Кураторы энергичны и могут похвастаться интересными знакомствами. Вопрос — кого звать.
Газета «Коммерсантъ-СПБ». СЕРГЕЙ ПОЛОТОВСКИЙ