Галина Иванкина
В одной из своих публикаций-речей Александр Проханов констатировал: на наших глазах рождается новый Большой Стиль — стиль Путина. Речь шла о фантастическом концерте в Пальмире: «На наших глазах родился ещё один эпос. В этом эпосе, в этих зрелищах, в этих картинах, в потрясающих метафорах обнаруживает себя долгожданный большой стиль. Мы ждали этого стиля как повторения сталинского стиля. Ждали, что этот стиль будет запечатлён в грандиозных архитектурных ансамблях, в высотных зданиях, в новых, возникших из пепла городах. Но этот стиль обнаружил себя в этих мистериях. Это поразительное зрелище, говорящее о том, что мы живём в эпическое время. Муки, которые может испытывать отдельно взятый человек, неурядицы хозяйствования, каверны и травмы нашей реальной жизни — всё это покрывается сияющим куполом эпоса государства Российского. Это большой стиль. Большой стиль Путина». В наши дни сложно творить грандиозное и не потому что люди оглупели и не в состоянии постигать прекрасное. Мы живём в интерактивной, виртуальной и динамичной вселенной, когда мимо нас бегут-проскальзывают и шедевры, и безделушки, и новинки-перчинки. Быстрее, чаще, разнообразнее — вот наша повседневность. Ритм бытия не дозволяет вслушиваться и вглядываться. Тем не менее, стиль кристаллизуется — и даже в архитектуре, дизайне, живописи. Неслучайно Андрей Фефелов отметил: «Ныне в наш колоссальный город стремительно возвращается столичный, имперский дух. Дух этот отлетел от нас еще во время хрущёвской оттепели…».
В столичной Крокин-Галерее (Климентовский пер., 9/1) проходит выставка художника Алексея Беляева-Гинтовта. Название — простое, но до крайности ёмкое — «Путь». Инсталляция, состоящая из тридцати листов крупноформатной графики. Тридцать портретов Путина в разных стилях русского авангардизма. Образ национального лидера сквозь призму творческих исканий. Терзаний. Битв. Современное искусство многим обязано русской плеяде — Кандинскому, Татлину, Малевичу, Родченко. Тому прорыву, что свершила Россия в начале XX столетия, когда рушились границы и троны. Серебряный век взметнулся красной косынкой авангарда. Цвет эры — заревой. Клином красным бей «белых». Поэтому Гинтовт и выбирает полыхающую красоту. У Кандинского читаем: «…внутренне красный действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление целеустремленной необъятной мощи…». Красный цвет не расплёскивается, но кипит и плавится. Даёт силу. Направляет. Русский красный — через язычество, иконопись, парадный мундир Николая I и коня Петрова-Водкина. Через флаг Революции. Красный — значит красочный. Синоним радости. «Год от года расти нашей бодрости!»
Алексей Беляев-Гинтовт — уникальный персонаж. Явление. Архитектор по диплому и — по смыслу, он выстраивает полотна, сообразуясь не только с богатой фантазией, но — с непреложным «золотым сечением», благодаря чему в его картинах нет лишних или бестолковых деталей. Архитекторы — всегда более «физики», чем «лирики» — они привыкли вписывать своё творение в ландшафт и рассматривать со всевозможных (и невозможных!) точек зрения. Отсюда — чёткость и ясность цели. Гинтовт хорошо известен своим особым подходом к античному наследию — тема Аполлона — солярного божества — одна из ведущих в его творчестве. (С 1997 года Гинтовт является участником питерского движения «Новый Русский Классицизм»). Как бы там ни было, художник часто обращается и к евразийской тематике — он изысканно смешивает древнеегипетские, восточные, античные и — советские (!) мотивы, рисуя дивную фантасмагорию Будущего, где много от Ивана Ефремова — созвучие мифологической древности и коммунистического послезавтра. Разве что миры Ефремова — это уже триумф и лавры. Макро- и микрокосм Алексея Гинтовта — борение на подступах. Схватка. Сеча. Будучи оригинальным, Гинтовт начисто лишён той инфантильно-шизофренической эпатажности, которой любят потрясать нынешние деятели околовсяческих искусств. Мастерство не требует аффективной приправы. Если художник владеет кистью и не враг своей же голове, он всегда будет в чести. Выбор прост: сотворить иль натворить? Гинтовт — нравится. Многим. На открытие выставки в Крокин-Галерею прибыли самые разные персонажи — от шикарных дам-галеристок и светских тусовщиц, начинавших ещё в 90-е — до молодых коммунистов. Противоположности — притянулись.
Инсталляция «Путь» — это круговое движение, как путь Солнца. Так, и здесь Гинтовт обращается к Аполлону — солнечному богу, а заодно — к сакральному миропониманию, подразумевавшему цикличность. Тридцать изображений: путь от реализма — к реализму; через беспрестанное искушение стилями — тут и кубизм, и супрематизм, и лучизм, и прочие «-измы», удивлявшие, бесившие современников и актуальные до сих пор. Угадываются Филонов, Лентулов, Гончарова, Машков, Экстер, Ларионов. Экспозиция — не для профанов и досужих посетителей, которые забегают в модные арт-пространства, чтоб сделать селфи. «Путь» — это многослойная концепция. Не зная русских авангардных веяний, можно попросту не увидеть замысла. Наше искусство, давшее импульс к развитию новых течений, вернулось в родную обитель, заново постигнув реализм — как наивысшую точку творческой реализации. «Путь» от чёткого и внятного — к преизбыточному или, наоборот, к упрощённому, а потом — снова к хорошей, крепкой норме. Гинтовт словно бы иллюстрирует книгу Владимира Паперного «Культура-2», где автор делит все цивилизации на Культуру-1 (открытость, изменчивость, активность, футуризм) и Культуру-2 (сакральность, замкнутость, устойчивость, историзм и обращённость к вечности). У Гинтовта — продвижение от Культуры-2 (реализм) — к Культуре-1 (рассыпание на «измы») и по итогам — к воцарению новой Культуры-2. Помимо этого, он смешивает «ингредиенты» обеих Культур, выражая нечто срединное и — примиряющее. Инсталляция —разговор художника-2017 с авангардистами, творившими Революцию. В своих речах, картинах, манифестах они предвещали новую жизнь. Неистово звали её. Выкликали. Общество — услышало. Именно жажда красного Будущего, транслируемая художниками и поэтами, сделала возможным слом дряхлого мира. Годовщина Революции. Всего сто лет. Или — целых сто лет? Что мы отмечаем? Крах или зарю? И гибель и зарево — красного цвета. Финал — он же начало. «Уважаемые товарищи потомки!» — обратился поэт Маяковский. Художник Гинтовт ему ответил.
С другой стороны, автор показывает путь узнаваемого и определённого человека — Владимира Путина, который меняется вместе с обществом. И — меняет общество. Изображать высшее должностное лицо государства — это балансировать. То ли обвинят в лизоблюдстве. То ли скажут: карикатура и «так нельзя». Безусловно, типаж президента — ренессансный. Можно ли его вписать в эстетику авангарда? Гинтовт очень тонко и даже — филигранно проделывает нелёгкую работу. Он относится к своему герою восторженно и при том — без лживого подобострастия (а подобострастие — всегда лживо!). Художник не искажает натуру, а лишь подчёркивает нюансы, придавая образу энергетику того или иного стиля.
Однако же! Как настоящий поклонник старинной классики, Гинтовт обыгрывает фамилию президента. Известно, что в литературе и драматургии классицизма все имена — «говорящие». Путин = путь. Владимир = владеющий миром. Путь владеющего. (Для сравнения: одно из значений слова Trump — козырь. Donald по латыни — тоже владеющий миром, но ещё — …одна из популярных уток Диснея. То есть Дональд Трамп — это нечто голливудско-пафосное, богатое, удачливое). Но вернёмся к портрету Путина. Устремлён и активен. Инсталляция «Путь»– это мистериальный дух. Русь — это путь-дорога. Дороги трудны, но хуже — без дорог. Гоголевская птица-тройка, несущаяся вдаль. Восприятие русской истории, как постоянного движения. Красный цвет — направленная динамика. Это перемены. Это большой стиль. Стиль Путина. И как сказал Проханов: «Сегодняшнее государство Российское достигло такой величины, такой силы и таинственной зрелости, что его деяния, появление его на разных широтах, в разных исторических свершениях носит эпический характер. Оно в состоянии создавать образы и метафоры, делающие политику или войну содержанием эпических сказаний…»
Галина Иванкина
В одной из своих публикаций-речей Александр Проханов констатировал: на наших глазах рождается новый Большой Стиль — стиль Путина. Речь шла о фантастическом концерте в Пальмире: «На наших глазах родился ещё один эпос. В этом эпосе, в этих зрелищах, в этих картинах, в потрясающих метафорах обнаруживает себя долгожданный большой стиль. Мы ждали этого стиля как повторения сталинского стиля. Ждали, что этот стиль будет запечатлён в грандиозных архитектурных ансамблях, в высотных зданиях, в новых, возникших из пепла городах. Но этот стиль обнаружил себя в этих мистериях. Это поразительное зрелище, говорящее о том, что мы живём в эпическое время. Муки, которые может испытывать отдельно взятый человек, неурядицы хозяйствования, каверны и травмы нашей реальной жизни — всё это покрывается сияющим куполом эпоса государства Российского. Это большой стиль. Большой стиль Путина». В наши дни сложно творить грандиозное и не потому что люди оглупели и не в состоянии постигать прекрасное. Мы живём в интерактивной, виртуальной и динамичной вселенной, когда мимо нас бегут-проскальзывают и шедевры, и безделушки, и новинки-перчинки. Быстрее, чаще, разнообразнее — вот наша повседневность. Ритм бытия не дозволяет вслушиваться и вглядываться. Тем не менее, стиль кристаллизуется — и даже в архитектуре, дизайне, живописи. Неслучайно Андрей Фефелов отметил: «Ныне в наш колоссальный город стремительно возвращается столичный, имперский дух. Дух этот отлетел от нас еще во время хрущёвской оттепели…».
В столичной Крокин-Галерее (Климентовский пер., 9/1) проходит выставка художника Алексея Беляева-Гинтовта. Название — простое, но до крайности ёмкое — «Путь». Инсталляция, состоящая из тридцати листов крупноформатной графики. Тридцать портретов Путина в разных стилях русского авангардизма. Образ национального лидера сквозь призму творческих исканий. Терзаний. Битв. Современное искусство многим обязано русской плеяде — Кандинскому, Татлину, Малевичу, Родченко. Тому прорыву, что свершила Россия в начале XX столетия, когда рушились границы и троны. Серебряный век взметнулся красной косынкой авангарда. Цвет эры — заревой. Клином красным бей «белых». Поэтому Гинтовт и выбирает полыхающую красоту. У Кандинского читаем: «…внутренне красный действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление целеустремленной необъятной мощи…». Красный цвет не расплёскивается, но кипит и плавится. Даёт силу. Направляет. Русский красный — через язычество, иконопись, парадный мундир Николая I и коня Петрова-Водкина. Через флаг Революции. Красный — значит красочный. Синоним радости. «Год от года расти нашей бодрости!»
Алексей Беляев-Гинтовт — уникальный персонаж. Явление. Архитектор по диплому и — по смыслу, он выстраивает полотна, сообразуясь не только с богатой фантазией, но — с непреложным «золотым сечением», благодаря чему в его картинах нет лишних или бестолковых деталей. Архитекторы — всегда более «физики», чем «лирики» — они привыкли вписывать своё творение в ландшафт и рассматривать со всевозможных (и невозможных!) точек зрения. Отсюда — чёткость и ясность цели. Гинтовт хорошо известен своим особым подходом к античному наследию — тема Аполлона — солярного божества — одна из ведущих в его творчестве. (С 1997 года Гинтовт является участником питерского движения «Новый Русский Классицизм»). Как бы там ни было, художник часто обращается и к евразийской тематике — он изысканно смешивает древнеегипетские, восточные, античные и — советские (!) мотивы, рисуя дивную фантасмагорию Будущего, где много от Ивана Ефремова — созвучие мифологической древности и коммунистического послезавтра. Разве что миры Ефремова — это уже триумф и лавры. Макро- и микрокосм Алексея Гинтовта — борение на подступах. Схватка. Сеча. Будучи оригинальным, Гинтовт начисто лишён той инфантильно-шизофренической эпатажности, которой любят потрясать нынешние деятели околовсяческих искусств. Мастерство не требует аффективной приправы. Если художник владеет кистью и не враг своей же голове, он всегда будет в чести. Выбор прост: сотворить иль натворить? Гинтовт — нравится. Многим. На открытие выставки в Крокин-Галерею прибыли самые разные персонажи — от шикарных дам-галеристок и светских тусовщиц, начинавших ещё в 90-е — до молодых коммунистов. Противоположности — притянулись.
Инсталляция «Путь» — это круговое движение, как путь Солнца. Так, и здесь Гинтовт обращается к Аполлону — солнечному богу, а заодно — к сакральному миропониманию, подразумевавшему цикличность. Тридцать изображений: путь от реализма — к реализму; через беспрестанное искушение стилями — тут и кубизм, и супрематизм, и лучизм, и прочие «-измы», удивлявшие, бесившие современников и актуальные до сих пор. Угадываются Филонов, Лентулов, Гончарова, Машков, Экстер, Ларионов. Экспозиция — не для профанов и досужих посетителей, которые забегают в модные арт-пространства, чтоб сделать селфи. «Путь» — это многослойная концепция. Не зная русских авангардных веяний, можно попросту не увидеть замысла. Наше искусство, давшее импульс к развитию новых течений, вернулось в родную обитель, заново постигнув реализм — как наивысшую точку творческой реализации. «Путь» от чёткого и внятного — к преизбыточному или, наоборот, к упрощённому, а потом — снова к хорошей, крепкой норме. Гинтовт словно бы иллюстрирует книгу Владимира Паперного «Культура-2», где автор делит все цивилизации на Культуру-1 (открытость, изменчивость, активность, футуризм) и Культуру-2 (сакральность, замкнутость, устойчивость, историзм и обращённость к вечности). У Гинтовта — продвижение от Культуры-2 (реализм) — к Культуре-1 (рассыпание на «измы») и по итогам — к воцарению новой Культуры-2. Помимо этого, он смешивает «ингредиенты» обеих Культур, выражая нечто срединное и — примиряющее. Инсталляция —разговор художника-2017 с авангардистами, творившими Революцию. В своих речах, картинах, манифестах они предвещали новую жизнь. Неистово звали её. Выкликали. Общество — услышало. Именно жажда красного Будущего, транслируемая художниками и поэтами, сделала возможным слом дряхлого мира. Годовщина Революции. Всего сто лет. Или — целых сто лет? Что мы отмечаем? Крах или зарю? И гибель и зарево — красного цвета. Финал — он же начало. «Уважаемые товарищи потомки!» — обратился поэт Маяковский. Художник Гинтовт ему ответил.
С другой стороны, автор показывает путь узнаваемого и определённого человека — Владимира Путина, который меняется вместе с обществом. И — меняет общество. Изображать высшее должностное лицо государства — это балансировать. То ли обвинят в лизоблюдстве. То ли скажут: карикатура и «так нельзя». Безусловно, типаж президента — ренессансный. Можно ли его вписать в эстетику авангарда? Гинтовт очень тонко и даже — филигранно проделывает нелёгкую работу. Он относится к своему герою восторженно и при том — без лживого подобострастия (а подобострастие — всегда лживо!). Художник не искажает натуру, а лишь подчёркивает нюансы, придавая образу энергетику того или иного стиля.
Однако же! Как настоящий поклонник старинной классики, Гинтовт обыгрывает фамилию президента. Известно, что в литературе и драматургии классицизма все имена — «говорящие». Путин = путь. Владимир = владеющий миром. Путь владеющего. (Для сравнения: одно из значений слова Trump — козырь. Donald по латыни — тоже владеющий миром, но ещё — …одна из популярных уток Диснея. То есть Дональд Трамп — это нечто голливудско-пафосное, богатое, удачливое). Но вернёмся к портрету Путина. Устремлён и активен. Инсталляция «Путь»– это мистериальный дух. Русь — это путь-дорога. Дороги трудны, но хуже — без дорог. Гоголевская птица-тройка, несущаяся вдаль. Восприятие русской истории, как постоянного движения. Красный цвет — направленная динамика. Это перемены. Это большой стиль. Стиль Путина. И как сказал Проханов: «Сегодняшнее государство Российское достигло такой величины, такой силы и таинственной зрелости, что его деяния, появление его на разных широтах, в разных исторических свершениях носит эпический характер. Оно в состоянии создавать образы и метафоры, делающие политику или войну содержанием эпических сказаний…»